Cпецпроекти

«Фаундер должен игнорировать хайп» – Густав Альстромер, Y Combinator


84

В среду, 20 сентября, в рамках UVCA Day with Y Combinator состоялся первый официальный визит представителя YC в Украину. Густав Альстромер, партнер YC, рассказал нам про эволюцию стартап-индустрии, метрики роста и факторы успеха для технологических компаний.

Вы участвовали в одном из очень ранних наборов в YC в 2007 году со своим стартапом Heysan, а теперь присоединились к команде YC как партнер. Как изменилась стартап-индустрия за это время?

Она стала абсолютно другой. Когда мы участвовали в YC, больше информации и власти было на стороне инвесторов. У стартаперов не было никакой информации о том, как управлять компанией, искать инвестиции, нанимать людей, выбирать правильный офис. Теперь же эти знания доступны всем. Возьмем инвестиции, к примеру. Десять лет назад вы заплатили бы 10–15 тысяч долларов юристам только за сопровождение фандрайзинга. Сейчас, если вы делаете это через Y Combinator, то это бесплатно, так как процедура и документация стандартизированы.

За десять лет изменился мир! Количество людей онлайн с пары сотен миллионов выросло до нескольких миллиардов. И вы, как предприниматель, можете охватить гораздо больше пользователей в более короткие сроки. Но это и означает, что гораздо больше людей будет делать то же, что и вы, – конкуренция стала выше.

Ну и последнее – запуск стартапа стал намного дешевле. Десять-пятнадцать лет назад нужно было покупать свое «железо», сервера, программное обеспечение. Сейчас с сервисом от Amazon эти вопросы можно решить очень быстро и дешево. Меньше проблем на входе означает больше компаний, ну и больше конкурентов, конечно.

То есть добиться успеха стало сложнее?

Мне кажется, это никогда и не было легко. Y Combinator тем и занимается, что помогает компаниям добиться успеха, точнее, превозмочь вещи, которые могут стать на этом пути. Поиск денег или получение первых пользователей, к примеру. Если вы прошли нашу программу и у вас нет клиентов, то это в первую очередь наша неудача. Задача YC – привести вам пользователей как можно быстрее, потому что тот фидбек, который вы получите от них, критичен для дальнейшего развития бизнеса.

фото: UVCA

В чем заключается ваша текущая роль в YC?

Моя специализация – это рост. Я был частью growth-team в Airbnb последние пять лет, и это то, чем я занимался и ранее. Я хочу помогать компаниям расти и выстраивать систему масштабирования.

Рост – это предмет особой одержимости в стартап-культуре. Что является наиболее важным фактором в масштабировании технологической компании? Есть ли какая-то суперметрика, которая влияет на все?

Мне кажется, самой важной вещью для роста является объективный способ принятия решений. К примеру, в Airbnb это означало постоянные эксперименты. Перед тем как принимать какие-либо решения, мы проводили ряд тестов, смотрели на данные. Мне кажется, это критичный фактор, потому что, когда бизнес растет, принятие решений становится все более сложным процессом. Цена ошибки также растет. Если нет процесса, который позволяет объективно оценить, какое решение является правильным, вы примете много неправильных.

Второй момент заключается в том, что рост не происходит сам по себе. Органический рост возможен, но вы никогда не сможете реализовать весь свой потенциал, опираясь только на органический рост. Необходимо осознанно инвестировать в рост. Если вы Booking.com – вы инвестируете в рекламу в Google, если вы TripAdvisor – вы инвестируете в SEO. Если вы видите, что люди начинают пользоваться вашим продуктом, нужно проанализировать, как они его находят. Большинство людей приходят через какую-то платформу. Сарафанное радио может быть очень позитивным фактором на старте, но очень мало глобальных бизнесов добиваются лидирующих позиций без серьезных инвестиций в каналы роста.

Если вернуться к AirBnB, что больше всего повлияло на рост этого проекта?

Серьезным фактором роста было, конечно, сарафанное радио. Мы также построили мощную реферальную систему, которая отлично для нас сработала. Помимо продуктовых решений, мы вложили в SEO и маркетинг.

Стартап-культура довольно сильно подвержена хайп-циклам. Насколько это отражается на работе YC?

Есть большая разница между тем, что вы читаете про компании, и тем, что действительно происходит внутри. Хайп-циклы существуют по разным причинам, но в долгосрочной перспективе большого значения не имеют. И это уж точно не то, на что мы обращаем внимание. Фаундер в нашем понимании должен игнорировать хайп и фокусироваться на вещах, которые действительно имеют значение для бизнеса: рост, доход, продукт. Если взглянуть на самые успешные компании – они начинают внизу цикла, когда время самое неподходящее.

Есть вещи, на которые вы особенно обращаете внимание при отборе проектов в YC?

Мы смотрим на фаундера. Есть ли у него какой-то прогресс, решительность двигаться дальше. Хороший технический бэкграунд тоже очень важен. Если кто-то приходит и говорит: я работал над этой проблемой шесть месяцев и вот чего добился – это хороший знак для нас. Еще важно, чтобы команда состояла из более чем одного человека. Два или три фаундера – это хорошо.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь

Прокоментувати

Такий e-mail вже зареєстровано. Скористуйтеся формою входу або введіть інший.

Ви вказали некоректні логін або пароль

Вибачте, для коментування необхідно увійти.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: